Рейинг@Mail.ru

Развитие сферы интеллектуальной собственности в свете «Основных направлений деятельности Правительства РФ до 2024 г.»

Статья Г.П. Ивлиева, руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности, посвящена основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации в части развития института интеллектуальной собственности и мерам, принимаемым Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатент) для решения поставленных Правительством задач.

 

 

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (далее – ОНДП) [1] были утверждены 29 сентября 2018 года Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым.

ОНДП направлены на реализацию положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Указом определены приоритеты деятельности Правительства Российской Федерации по осуществлению прорывного научно-технологического и социально-экономического развития.

На сегодняшний день это ключевой документ стратегического планирования Правительства. По инициативе Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) [2], в ОНДП был выделен отдельный раздел, посвященный развитию интеллектуальной собственности, в котором определен круг задач, охватывающих все аспекты интеллектуальной собственности, начиная законодательным регулированием и заканчивая коммерциализацией прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД).

В области развития института интеллектуальной собственности очерчен следующий круг задач.

 

I. Увеличение патентной активности

Актуальность задачи, касающейся поднятия активности заявителей по подаче заявок на выдачу патента на изобретение по национальной процедуре, обусловлена нестабильностью патентной активности российских заявителей в последние годы (см. рисунок 1). 1

 

 

На фоне падения активности российских заявителей в 2016 и 2017 годах (на 8,5% и 15%, по сравнению с прошлогодними значениями соответственно), в 2018 году наблюдается увеличение количества поданных заявок на выдачу патента на изобретение на 9,4%.

Анализ ситуации выявил ряд причин стагнации патентной активности 2015–2017 гг. Основными из них являются:

  1. Отсутствие достойного гарантированного вознаграждения изобретателей при патентовании разработок.

  2. Недостаточность финансирования НИОКР.

  3. Отсутствие перспектив системы трансфера технологий и сложность возможной коммерциализации.

  4. Отсутствие заинтересованности руководства организаций в развитии системы управления интеллектуальной собственностью и качества подаваемых заявок.

  5. Отсутствие в организациях и на государственном уровне системы управления интеллектуальной собственностью.

  6. Недостаток квалифицированных специалистов в области интеллектуальной собственности.

  7. Уравнивание в системе рейтинговой оценки НИИ и вузов весомости баллов, полученных за публикацию научной статьи и за получение патента.

Кроме того, одной из причин такой стагнации является отсутствие четкого сформулированного понимания значения интеллектуальной собственности как конкурентного преимущества высокого ранга у образовательных организаций высшего образования, НИИ и бизнес-сообществ. Было выявлено, что молодые учёные и их более опытные коллеги не прорабатывают вопросы выбора правильной формы правовой охраны и дальнейшей коммерциализации создаваемых ими инновационных разработок или получаемых РИД. В результате возникают риски утраты прав на РИД и другие проблемы, связанные с их коммерциализацией.

В случае, когда заявки на получение патента или свидетельства на регистрацию объектов интеллектуальной собственности все же подаются, выясняются другие проблемы – например, ошибки при оформлении заявок, на исправление которых уходит драгоценное время.

Согласно Глобальному индексу инновационной активности Всемирной организации интеллектуальной собственности, Россия по итогам 2017 г. занимает 46-е место в мире.

В действительности, причин снижения патентной активности значительно больше. Они носят, в первую очередь, экономический характер и требуют принятия системных решений.

 

II. Увеличение оборота прав на результаты интеллектуальной деятельности

Согласно Глобальному индексу инновационной активности Всемирной организации интеллектуальной собственности (далее – ГИИ), Россия по итогам 2017 г. занимает 46-е место2 в мире.

Методика расчета ГИИ предусматривает определение соотношения двух интегральных показателей:

1) располагаемые ресурсы и условия для проведения инноваций (Innovation Input);

2) достигнутые практические результаты осуществления инноваций (Innovation Output).

Интегральные показатели ГИИ для Российской Федерации в период с 2014 г. по 2018 г. представлены на рисунке 23.

 

 

Приведенная гистограмма показывает, что в России растет вложение ресурсов в инновационную деятельность, но ее результативность – падает. Данная тенденция позволяет сделать вывод, что распределение и использование ресурсов происходит неэффективно.

В том числе стагнация уровня патентной активности за последние два года также подтверждает некорректный подход к распределению ресурсов, вложенных в инновации в России.

 

III. Обеспечение ежегодной подачи не менее 4 тыс. международных РСТ-заявок от российских заявителей

С точки зрения развития рынка интеллектуальной собственности и процессов трансфера технологий за рубеж, не менее важным является развитие зарубежного патентования.

Анализируя тренды активности российских заявителей по процедуре РСТ, стоит отметить, что в 2015–2017 гг. наблюдался активный рост количества международных заявок по процедуре РСТ, однако в 2018 году произошел спад количества таких заявок в сравнении с 2017 годом (1077 заявок в 2018 году против 1142 заявок в 2017 году). Тем не менее под конец 2018 года наметилась положительная тенденция: в IV квартале было подано 332 международных заявки, тогда как в III квартале – 242 заявки. При этом, учитывая планируемое количество международных заявок по процедуре РСТ, необходимо отметить абсолютное выполнение государственного задания в объеме 120%.

 

IV. Достижение Российской Федерацией 5-го места по удельному весу в общем числе заявок на получение патентов в приоритетных областях научно-технологического развития

В настоящее время, в соответствии с паспортом Национального проекта «Наука», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16), Российская Федерация занимает 8 место в мире по базовому значению в части целевого показателя «Место Российской Федерации по удельному весу в общем числе заявок на получение патента на изобретение, поданных в мире по областям, определяемых приоритетами научно-технологического развития».

Сравнивая рейтинги по приоритетным направлениям научно-технологического развития, следует выделить, что Россия находится на 6-м месте в мире по подаче заявок на изобретения по направлениям «Материалы, металлургия» и «Гражданское строительство», 7 место в мире по направлению «Медицинские технологии».

 

V. Реализация масштабных образовательных программ, ежегодное повышение квалификации не менее 5 тыс. специалистов в сфере защиты и оборота прав на РИД.

Анализируя факторы снижения патентной активности российских заявителей, Роспатент выявил, что одной из причин является недостаток компетентных кадров в области интеллектуальной собственности. Вместе с тем одной из задач ОНДП является формирование не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики в соответствии с задачами пространственного развития Российской Федерации.

Поставленных целей можно достигнуть с помощью обеспечения междисциплинарной подготовки специалистов, а также получения ими базовых компетенций для повышения результативности НИОКР и успешной коммерциализации разработок. Для этого необходимо развитие системы образования в сфере интеллектуальной собственности. В частности, требуется включить отдельные дисциплины по интеллектуальной собственности в различные программы и распространить данные программы на высшее образование уровня магистратуры. Также требуется разработка новых программ и в сфере дополнительного образования.

Очевидно, что в современном мире знания интеллектуальной собственности необходимы не только молодым ученым, но и руководителям учреждений и исследовательских групп. Такие знания помогут не только проводить исследования с дальнейшей прагматической ориентацией на патентование, внедрение и коммерциализацию РИД, но и будут способствовать эффективному достижению целей, указанных в Стратегии научно-технологического развития России.

В целях развития интереса к сфере интеллектуальной собственности предлагается активная работа по следующим направлениям:

  • начальное просвещение в сфере интеллектуальной собственности посредством организации экскурсий, мастер-классов для школьников, учащихся колледжей, предприятий и организаций;

  • участие в организации и проведении олимпиад, конкурсов, включение номинаций по интеллектуальной собственности в уже существующие научнопросветительские и социальные проекты;

  • разработка новых программ в сфере дополнительного профессионального образования адресного характера при участии компаний-экспертов рынка для обеспечения практикоориентированности передаваемых знаний;

  • развитие дистанционного обучения по программам дополнительного профессионального образования;

  • развитие кооперации с образовательными организациями высшего образования для внедрения в учебный процесс дисциплин по интеллектуальной собственности;

  • проведение круглых столов/тренингов/обучающих семинаров от практиков высокого уровня по тематикам, включающим в себя все стадии развития интеллектуального продукта, вплоть до введения в оборот прав на РИД, и адаптированным под конкретные запросы аудитории.

Анализируя факторы снижения патентной активности российских заявителей, Роспатент выявил, что одной из причин является недостаток компетентных кадров в области интеллектуальной собственности

В целях выработки единого подхода к образованию в сфере интеллектуальной собственности предполагается дальнейшее проведение работ Роспатента с Минобрнауки России и Минтрудом России по обеспечению учета необходимых компетенций по интеллектуальной собственности в профессиональных стандартах и федеральных образовательных стандартах.

 

VI. Определение и нормативно-правовое закрепление функциональных критериев и требований к формированию и реализации программ НИОКР для государственных нужд

Развитие системы интеллектуальной собственности напрямую связано с повышением эффективности НИОКР в части создания новых технических решений, соответствующих мировому уровню, и вовлечением прав на них в экономический и гражданско правовой оборот. В силу этого следующей обозначенной задачей в ОНДП стало именно совершенствование системы проведения НИОКР, созданных за счет бюджетных средств.

В целях создания в рамках финансируемых из бюджета государства НИОКР РИД, обладающих высоким потенциалом внедрения, а также повышения экономической эффективности от использования интеллектуальной собственности (повышения результативности НИОКР) Роспатентом предложено нормативно установить обязанность государственных заказчиков:

1. Включать в государственные программы, предусматривающие выполнение НИОКР, целевые индикаторы, характеризующие результативность НИОКР с точки зрения достижения патентоспособности создаваемых ключевых решений и вовлечения прав на них в экономический и гражданско-правовой оборот для производства новой (усовершенствованной) продукции.

2. Использовать результаты патентных исследований и других инструментов патентной аналитики:

  • при включении в государственные программы мероприятий, предусматривающих выполнение НИОКР;

  • при формировании технических заданий на выполнение НИОКР, предусматривающих разработку новых (усовершенствованных) технологий, продукции, услуг в целях гарантированного достижения мирового уровня используемых в них ключевых технических решений.

3. С учетом результатов проведенных патентных исследований, при заключении государственных контрактов на выполнение НИОКР предусматривать в их начальной (максимальной) цене:

  • меры материального стимулирования организаций-исполнителей за создание патентоспособных ключевых технических решений, в том числе авторские вознаграждения;

  • затраты, связанные с обеспечением их правовой охраны, в том числе за рубежом, в случае закрепления прав на них за Российской Федерацией;

  • возможность компенсации организации-исполнителю затрат, понесенных ею в связи с приобретением прав на такие результаты интеллектуальной деятельности в пользу Российской Федерации у третьих лиц.

Чем правильнее и корректнее будут использованы результаты НИОКР, тем эффективней будут вводиться в оборот права на РИД.

По результатам проведенных Роспатентом проверок в 2017 году на предмет результативности НИОКР, выполненных за счет бюджетных средств, выявлены показатели, описанные в таблице.

 

Показатели результативности НИОКР, выполненных за счет бюджетных средств

 

Приведенные выше результаты проверок свидетельствуют об очень низком уровне вовлечения прав на РИД в экономический и гражданско-правовой оборот.

 

VII. Совершенствование механизмов вовлечения в оборот прав на РИД, созданных за счет или с привлечением средств федерального бюджета. Обязательное ежегодное принятие решений в отношении исключительных прав на РИД, принадлежащих Российской Федерации. Необходимость сохранения или отчуждения прав на РИД, принадлежащих Российской Федерации, в форме предоставления лицензий или внесения в капитал юридических лиц

Одной из главных задач, поставленных перед российской экономикой, стало совершенствование механизмов вовлечения в оборот прав на РИД, созданные за счет или с привлечением средств федерального бюджета, а также решение вопросов, касающихся отчуждения или сохранения исключительных прав на РИД, принадлежащих Российской Федерации.

В целях реализации этой задачи специалисты Роспатента приняли активное участие в разработке новой редакции Рекомендаций по управлению правами на РИД в организациях (утверждены Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым, переданы для внедрения Министерству экономического развития РФ 25 августа 2017 года (ИШ-П8-5594).

Данные рекомендации составлены с целью оказания помощи структурным подразделениям организаций, создающим систему управления правами на РИД внутри организаций.

При правильном и рациональном использовании Рекомендаций представляется возможным наиболее быстрым путем достичь максимальной выгоды от коммерциализации объектов интеллектуальной собственности.

Помимо этого, Министерством экономического развития Российской Федерации, совместно с Федеральным институтом промышленной собственности (ФИПС) и Всероссийским обществом изобретателей и рационализаторов, были разработаны Рекомендации по управлению правами на РИД и средства индивидуализации (далее – СИ) в регионах РФ.

В настоящий момент указанные Рекомендации утверждены Минэкономразвития России, доложены заместителю Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также одобрены председателем Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Совете Федерации И.М. Умахановым. По итогам доклада дано поручение по их реализации (МА-П8-7190 от 22.10.18).

Основной целью Рекомендаций этого типа является развитие сферы интеллектуальной собственности на региональном уровне, а также совершенствование управления правами на РИД и СИ, обеспечение трансфера технологий и стимулирование изобретательской активности в регионе.

Также Министерством науки и высшего образования Российской Федерации была утверждена Политика в области интеллектуальной собственности для университетов и научно-исследовательских организаций (дата публикации на сайте Минобрнауки – 05.10.2018), которая должна способствовать организации работы с интеллектуальной собственностью в университетах и научно-исследовательских учреждениях.

Развитие современных практик патентной аналитики (методологии, инструменты, реализованные проекты) является перспективным направлением деятельности Роспатента в рамках ОНДП

 

VIII. Развитие современных практик патентной аналитики (проведение патентных исследований и разработка патентных ландшафтов)

Развитие современных практик патентной аналитики (методологии, инструменты, реализованные проекты) является перспективным направлением деятельности Роспатента в рамках ОНДП.

Данное направление направлено на масштабное внедрение в практику управления технологиями и инновациями постоянно действующих процессов анализа патентной информации в интересах определения направлений развития, мониторинга и контроля реализации портфелей НИОКР и РИД организации.

Такое внедрение должно происходить как на государственном уровне, так и на уровне российских организаций.

Патентные исследования и патентные ландшафты должны стать эффективными инструментами для определения тенденций патентования, стратегий охраны РИД, углубленного технического анализа РИД в области технологических приоритетов российских организаций.

Развитие данного направления должно способствовать повышению качества и эффектов мероприятия, направленного на коммерциализацию и внедрение в готовую продукцию имеющихся разработок российских организаций.

Современные инструменты патентной аналитики должны обеспечивать анализ барьеров и особенностей охраны РИД на существующих и перспективных рынках, а также анализ стратегий патентования, используемых ведущими компаниями в России и за рубежом.

Ключевыми задачами разработки и практического применения современных инструментов патентной аналитики являются:

  • определение тенденций патентования для широкой области технологических приоритетов организации;

  • проведение технического анализа в привязке к ключевым сегментам области технологических приоритетов организации;

  • анализ современных стратегий патентования, применяемых ведущими отраслевыми организациями, для охраны РИД на перспективных рынках;

  • экспертное обоснование тенденций патентования, результатов технического анализа, стратегий патентования с привлечением ведущих отраслевых экспертов.

Первоочередными задачами являются:

  • популяризация патентной аналитики на уровне государства и крупных компаний;

  • обеспечение свободного доступа к результатам патентной аналитики участников инновационной экосистемы России;

  • развитие линейки современных инструментов экспертно-аналитической поддержки российских компаний;

  • развитие кооперации с российскими и зарубежными компаниями;

  • разработка методических рекомендаций по осуществлению контроля и надзора при проведении проверок эффективности патентных исследований в организациях.

 

IX. Формирование комфортной для правообладателей системы государственных услуг

В целях реализации указанной задачи Роспатент предпринимает активные усилия по повышению качества предоставляемых государственных услуг.

Модернизация деятельности Роспатента происходит в согласовании с национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации», а также другими национальными программами.

Роспатент является исполнителем или соисполнителем в ряде федеральных проектов:

  • Федеральный проект «Нормативное регулирование» (соисполнитель);

  • Федеральный проект «Информационная инфраструктура» (исполнитель);

  • Федеральный проект «Информационная безопасность» (исполнитель).

Основными требованиями при формировании комфортной для правообладателя системы государственных услуг в области интеллектуальной собственности являются:

  • обеспечение стабильности показателей по сокращению сроков и увеличению объемов принятых решений по объектам интеллектуальной собственности;

  • повышение качества принимаемых решений.

Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач:

  • оптимизация администрирования порядка оказания госуслуг;

  • совершенствование методологических подходов с учетом лучших практик экспертизы изобретений и полезных моделей на примере патентных ведомств стран БРИКС, ЕАПВ, ЕПВ;

  • продолжение работы по контролю и применению единообразного подхода к рассмотрению заявок, подаваемых по процедуре беспошлинного патентования;

  • доработка концепции аутсорсинга экспертизы заявок на изобретения и полезные модели.

Роспатент из года в год совершенствует качество проведения экспертизы заявок, а также сокращает сроки проведения экспертизы.

Как видно из графиков (рисунки 3–7), сроки рассмотрения заявок по всем объектам промышленной собственности сокращаются.

Представленный на рисунке 3 средний срок рассмотрения заявок на полезную модель (далее – ПМ) не имеет стабильной тенденции, однако за последний год наблюдается его сокращение до 2,86 месяца.

 

 

Анализируя средний срок рассмотрения заявок на изобретения (далее – ИЗ) за период 2015–2018 гг., стоит отметить, что он постоянно сокращается: с 10,5 месяцев в 2015 году он сократился до 8,05 месяцев в 2018 году (рисунок 4).

 

 

Срок рассмотрения заявок на промышленный образец (далее – ПО) постепенно сокращается: если в 2015 году он составил 6,7 месяца, то в 2018 году он равняется 5,49 месяца (рисунок 5).

 

 

Как видно из приведенного ниже графика (рисунок 6), средний срок рассмотрения заявок на товарные знаки (далее – ТЗ) постоянно сокращается: с 12 месяцев в 2015 году до 7,5 месяцев в 2018 году.

 

 

Так же как и по другим рассмотренным выше объектам, сокращается средний срок рассмотрения заявки на программы для ЭВМ, базы данных и топологию интегральных микросхем (ПрЭВМ, БД, ТИМС): с 1,73 месяца в 2015 году до 1,28 месяца в 2018 году (рисунок 7).

 

 

 

X. Создание системы трансфера РИД, включая формирование не менее 35 центров трансфера технологий, осуществляющих коммерциализацию РИД научных и образовательных учреждений

Роспатент активно участвует в деятельности «Национальной ассоциации трансфера технологий», цель которой – объединение участников процесса для налаживания взаимовыгодного сотрудничества и повышения их профессионального уровня.

В настоящий момент разрабатываются рекомендации по созданию и функционированию при научных и образовательных организациях центров трансфера технологий (далее – ЦТТ). Рекомендации определят виды и варианты структур ЦТТ, а также способы взаимодействия ЦТТ с внешней средой.

 

XI. Использование отечественных товарных знаков и наименований мест происхождения товаров в интересах развития рынков сбыта и экспорта

В настоящее время для регионов важно позиционирование своих товаров на внутренних и внешних рынках. В первую очередь, это относится к товарам, отражающим региональную специфику.

Существует процедура правовой охраны региональных брендов через такие объекты интеллектуальной собственности, как наименование места происхождения товаров (далее – НМПТ). По данным Роспатента, за 2018 год было подано 100 заявок на государственную регистрацию НМПТ (прирост к 2017 году (56 заявок) составил 78,6%). Из них 42 заявки относятся к предоставлению права на ранее зарегистрированное НМПТ, а 58 – к государственной регистрации НМПТ.

Следует отметить, что вопросу развития отечественных товарных знаков большое внимание уделяет Совет по вопросам интеллектуальной собственности при Совете Федерации. В частности, Роспатентом был разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации» (ГК РФ) в части нормативно-правового регулирования вопросов охраны НМПТ и географических указаний (далее – ГУ), который в 2018 году был принят Государственной Думой в первом чтении.

Законопроектом предусмотрено:

  • создание более эффективного правового регулирования НМПТ;

  • включение географических указаний в ГК РФ в качестве самостоятельного охраняемого объекта интеллектуальной собственности (статья 1225);

  • определение особенности правовой охраны ГУ по сравнению с НМПТ.

Это позволит предоставить охрану многим обозначениям, например, так называемым региональным брендам, которые недотягивают до НМПТ.

В настоящее время ведется активная работа по проработке вопроса, касающегося развития региональных брендов. Этому вопросу было посвящено заседание Совета по интеллектуальной собственности при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, которое состоялось 3 декабря 2018 года.

Современная концепция деятельности Роспатента предполагает неустанное совершенствование и выведение на новый уровень всех механизмов поддержки развития институтов интеллектуальной собственности

В заключение хотелось бы отметить, что реализация задач, определенных в ОНДП по направлениям развития института интеллектуальной собственности, позволит обеспечить широкое использование и коммерциализацию прав на РИД в целях повышения конкурентоспособности российской экономики.

Современная концепция деятельности Роспатента предполагает неустанное совершенствование и выведение на новый уровень всех механизмов поддержки развития институтов интеллектуальной собственности.

В настоящее время деятельность Роспатента – это не только регистрация прав на результаты интеллектуальной деятельности, но и патентная аналитика, построение патентных ландшафтов, нормотворческая деятельность в сфере интеллектуальной собственности, содействие трансферу технологий, организация деятельности центров поддержки технологий и инноваций и многое другое.

В планах Роспатента на ближайшее время – проведение активной нормотворческой деятельности по совершенствованию законодательства в сфере интеллектуальной собственности, а также продолжение работы по максимальной оптимизации предоставления государственных услуг.

Развитие института интеллектуальной собственности на уровне государства требует также систематизации и комплексного подхода, изложенного в едином документе.

Решением Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, принятом на заседании 3 декабря 2018 г., было определено рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о разработке долгосрочной стратегии развития Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. В настоящий момент Роспатент разработал проект стратегического документа, который предлагается назвать «Национальная программа развития интеллектуальной собственности».

В завершение хотелось бы пригласить все заинтересованные организации принять участие в обсуждении мер, которые необходимо принять для реализации указанных выше задач ОНДП.

 

Литература:

1. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Правительством РФ 29.09.2018). Документ опубликован не был. Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте Правительства РФ. [Электронный ресурс] // URL: http://government.ru/ (дата обращения 25.02.2019).

2. Официальный сайт Роспатента [Электронный ресурс] // URL: https://rupto.ru/ru (дата обращения 25.02.2019).

 

Ссылки:

1 По данным Роспатента.

2 Здесь и далее диаграммы и графики построены на основе данных Global Innovation Index за 2013–2017 гг [Электронный ресурс] // URL: https://www.globalinnovationindex.org/Home (дата обращения 25.02.2019). Даты на графике обозначают год составления рейтинга ГИИ.

3 При определении интегральных показателей учтены статистические данные за 2013–2017 гг. WIPO-data center [Электронный ресурс] // URL: https://www3.wipo.int/ipstats/index.htm (дата обращения 25.02.2019).

 

Интеллектуальная собственность.
Промышленная собственность. № 3 / 2019

Развитие сферы интеллектуальной собственности в свете «Основных направлений деятельности Правительства РФ до 2024 г.»

СКАЧАТЬ
261 Кб

Напечатать

Поделиться:

следующая новость
Цифровой Роспатент: новые возможности для бизнеса
к списку новостей

Дата последнего обновления страницы:

Все обновления

Размер шрифта

Интервал между буквами (кернинг):

Рейтинг@Mail.ru