Рейинг@Mail.ru

Почему регистрация FIFA товарного знака c названием города не запрещает использовать название города

Накануне проведения в России Кубка конфедераций и Чемпионата Мира по футболу был принят Федеральный закон Российской Федерации №108-ФЗ от 07.06.2013 г. «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно его положениям обозначения «Россия 2018», «Москва 2018», «Волгоград 2018», «Нижний Новгород 2018», «Екатеринбург 2018» (пункт 19 статьи 2 Закона) и другие относятся к официальной символике чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России. Полный перечень можно посмотреть на сайтах Роспатента, Федеральной Антимонопольной Службы (ФАС) и на сайте FIFA.

Фактически, данным законом установлено, что FIFA принадлежат все имущественные права, связанные с осуществлением мероприятий. Они включают, например, права на использование символики спортивных соревнований. Именно к ней относятся название города и год проведения КК и ЧМ. К ним относятся права на размещение рекламы, продажу и иное распространение товаров, выполнение работ, оказание услуг в местах осуществления мероприятий. В этой же совокупности — права на определение производителей спортивной экипировки, спортивного оборудования и инвентаря, используемых при осуществлении мероприятий, права на освещение мероприятий посредством трансляции изображения и (или) звука любыми способами и (или) с помощью любых технологий, права демонстрировать мероприятия в общественных местах с использованием аудио-, видеозаписи и (или) фотосъемки мероприятий.

Такая практика применялась и ранее - товарные знаки м.р. №1159989 «Brazil 2014», м.р. №903360 «South Africa 2010» и другие — названия стран и городов, где проходили предыдущие чемпионаты мира — FIFA регистрировала таким же образом: как в соответствующих ведомствах стран – хозяев чемпионата, так с помощью процедур международной регистрации.

В России Роспатент зарегистрировал товарные знаки по свидетельствам №№ 601591, 600416, 601758, 601760, 600424, содержащие соответственно названия городов и страны-организатора «Волгоград 2018», «Екатеринбург 2018», «Москва 2018», «Нижний Новгород 2018», «Россия 2018». Их правообладателем является FIFA.

Такие товарные знаки, представляющие собой название страны-организатора и городов-организаторов чемпионата мира по футболу, массово использовались FIFA и производителями товаров, которые получили лицензию от Федерации, в наружной рекламе, телевизионных роликах, в рекламе в Интернете и так далее. Учитывая глобальный интерес к событию, его беспрецедентно широкий охват, значимость мероприятия, использование данных товарных знаков, особенно накануне и в период проведения чемпионата, вызывает в сознании российского потребителя и потребителей из других стран однозначную ассоциацию с конкретным спортивным мероприятием – Чемпионатом мира по футболу FIFA 2018 года. Обозначения «Волгоград 2018», «Екатеринбург 2018», «Москва 2018», «Нижний Новгород 2018» и другие обладают совокупностью свойств, необходимых и достаточных для их существования в качестве средств индивидуализации товаров конкретного юридического лица. А именно — FIFA и организаций-лицензиатов.

Для остальных юридических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, подобная регистрация означает одно: использование символики чемпионата мира без соответствующего разрешения или лицензии правообладателя запрещено. Запрещено также использовать эти товарные знаки, в том числе в наименованиях и доменах юридических лиц, потому что они создают представление о принадлежности указанных лиц к FIFA или к проводимым FIFA мероприятиям, одобрении FIFA или оргкомитетом Чемпионата мира товаров, работ и услуг данного юридического лица. Нельзя использовать знаки, которые каким-либо образом указывают на связь юридических лиц, выполняемых ими работ, оказываемых услуг, производимых товаров с FIFA и проводимых ей мероприятий.

Именно с этим столкнулись производители значков Heart of Moscow, которые подготовили к выпуску коллекцию значков в цветах московских футбольных клубов, с использованием футбольной атрибутики и названием города «Москва’18». Более того, представители компании не раз заявляли, что хотели выпустить коллекцию к Чемпионату мира по футболу, то есть — использовать мероприятие, организованное FIFA, для извлечения дополнительной прибыли. При этом юристы, которые консультировали компанию, упустили из виду, что подобное использование названия города и года в контексте Чемпионата мира по футболу, может вызвать у потребителя ту самую ассоциацию с конкретным спортивным мероприятием или с одобрением FIFA данных товаров. В результате компания Heart of Moscow, вложив средства в разработку дизайна, понесла существенные финансовые потери, поскольку выпустить коллекцию без соответствующей лицензии от правообладателя им не разрешили.

Также важно отметить, что предоставление правовой охраны товарным знакам «Волгоград 2018», «Екатеринбург 2018», «Москва 2018», «Нижний Новгород 2018» и другим, прежде всего, направлено на защиту официальной символики Чемпионата мира, а также репутации России как страны, в которой проходил Чемпионат мира по футболу. При этом правовая охрана таким товарным знакам предоставлена в целом. Следовательно, регистрация таких обозначений не может создать для российских производителей препятствий в использовании названий городов «Волгоград», «Екатеринбург», «Москва», «Нижний Новгород» и других и цифры «2018» по отдельности или вместе, если они в сознании потребителей не будут вызывать стойкую ассоциацию с мероприятиями, проводимыми FIFA.

Напечатать

Поделиться:

следующая новость
Военно-промышленный курьер: Патенты и поклонники
к списку новостей

Дата последнего обновления страницы:

Все обновления

Размер шрифта

Интервал между буквами (кернинг):

Рейтинг@Mail.ru