Рейинг@Mail.ru

Газета Культура: Красота повседневности

 

Узнаваемый русский стиль является лицом страны за рубежом, но практически не представлен в нашей повседневной жизни. А города и деревни, где до сих пор хранят и воспроизводят родной «культурный код», порой находятся на грани выживания. Развитие народных художественных промыслов на этой неделе обсудили в Минпромторге.

В сфере народных художественных промыслов и ремесел занято около полумиллиона россиян. И результаты их труда — это не просто hand made. Каждое изделие, будь то расписной поднос, кружевная скатерть, лаковая шкатулка, имеет долгую, порой многовековую, творческую родословную. Мельчайший шаг, завиток или стежок шлифовался целыми поколениями мастеров из определенной местности. Специалисты называют такие города или деревни местами традиционного бытования. Подобных точек на карте России около двух тысяч. Проблемы этих территорий и их обитателей везде одни и те же: молодежь уезжает, массовый туризм не развит, и без того невеликий спрос на продукцию подрывается контрафактом из Китая.

Два года назад Минпромторг провел комплексную диагностику отрасли, вердикт оказался суровым: некоторые промыслы находятся на грани исчезновения. Впрочем, эти проблемы характерны для большинства стран. Борются с ними по-разному: в Индии создают кластеры креативных индустрий, в Японии государство выкупает лучшие изделия для музеев. Но во всем мире ищут «новые смыслы» народных промыслов и современные способы развития.

Как отметил в ходе совещания министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров, за 8 лет государственная поддержка отрасли НХП выросла в 3 раза, в 2018-м из федерального бюджета на развитие промыслов было выделено более 624 млн рублей.

Однако необходимо найти инструменты, которые помогут предприятиям НХП зарабатывать самостоятельно. Министр подчеркнул, что рост интереса и спроса невозможен без новых подходов. Важно сохранять и развивать самобытность промыслов, при этом создавать не только изделия высокой художественной ценности, но и обычные вещи, доступные и полезные каждому человеку. К тому же, сфера креативных индустрий, по мнению экспертов, сейчас переживает настоящий бум.

«В рамках исполнения задачи, поставленной президентом нашей страны, мы формируем системные решения для устойчивого роста добавленной стоимости, с одной стороны, и укрепления нашей российской идентичности, с другой. И с этой точки зрения народные художественные промыслы, как феномен уникального взаимодействия экономики и культуры, имеют большой потенциал развития», — сказал Денис Мантуров.

Для достижения этих целей, прежде всего, необходимо вернуть знакомые с детства художественные образы народных промыслов в повседневную жизнь россиян, считает председатель Комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская.

«В течение двух последних парламентских сессий мы неоднократно проводили совещания по развитию НХП, — отметила в своем выступлении Ямпольская. — Исторический для меня разговор на эту тему состоялся месяц назад. 25 июля Дмитрий Анатольевич Медведев собрал программную комиссию партии «Единая Россия». Я рискнула поделиться своим видением, как бы мы могли помочь промыслам, дав им не только рыбу, но и удочку. Председатель правительства РФ сказал, что поддержит эту идею».

По мнению Ямпольской, новый потенциал для НХП открывает внедрение художественных образов в городскую среду.

«Во-первых, это несет пользу всем, кто в таком пространстве будет жить. Главное достояние народных промыслов — художественные решения, отбиравшиеся веками, создававшиеся самыми талантливыми мастерами нашей земли. Промыслы — это красота повседневности. Таким образом можно создать приятную для глаза и психического состояния человека городскую среду. Это то самое воспитание патриотизма — исподволь, без громких лозунгов и пафоса. Поверьте, в жизни этика неотделима от эстетики. Подобное оформление городских пространств будет создавать ощущение родного дома, где бы человек ни находился, умиротворять и успокаивать, что невероятно полезно в нашем взбудораженном обществе», — сказала Ямпольская.

В стилистике знаменитых народных промыслов могут быть оформлены школы, детские сады, спортивные сооружения, парки и скверы, остановки общественного транспорта. Главное — чтобы проекты воплотили талантливые, современные дизайнеры. Дополнительных средств на это не нужно, ведь бюджеты и так ежегодно тратятся на оформление городского пространства.

«Часто бывает так: деньги есть, а вкуса нет. Мы это повсеместно видим, к сожалению. Почему бы не прибегнуть к решениям, по которым нашу страну узнают во всем мире?» — предложила парламентарий.

Глава Минпромторга Денис Мантуров назвал предложение Ямпольской справедливым и рекомендовал Минстрою подумать о включении подобных требований в строительные стандарты.

Председатель думского комитета по культуре обратила внимание, что такая практика должна быть выгодна и самим промыслам. В настоящее время узнаваемая стилистика НХП не защищена авторским правом.

По мнению Елены Ямпольской, доходы от использования стилистики должны помогать развитию промыслов, чтобы предприятия могли держать школу, воспитывать новые поколения мастеров, развивать место традиционного бытования промысла, привлекать к нему туристов.

Решить этот вопрос поможет законопроект, который сейчас разрабатывают в Минпромторге России. Рабочая группа с участием депутатов Госдумы, Роспатента, федеральных органов исполнительной власти, организаций НХП, специалистов и экспертов предлагает внести существенные изменения в Федеральный закон «О народных художественных промыслах».

«Мы разработали механизм создания необходимых инструментов по регистрации права на художественно-стилевые особенности НХП и порядок использования их как нашими предприятиями, так и теми, кто хочет имплементировать эти образы в различных направлениях», — рассказала заместитель директора департамента развития промышленности социально-значимых товаров Минпромторга России Лилия Нургатина.

Мантуров предложил совместно с Роспатентом подумать над созданием грамотного алгоритма, который позволит воплотить эти предложения на практике.

Пока идет работа по корректировке федерального законодательства, в регионах России учреждают свою «скорую помощь» промыслам. Предприятия Новгородской области, к примеру, могут рассчитывать на субсидии и налоговые льготы.

Пример гармоничного и успешного баланса между сохранением старинного промысла и современными методами продвижения продукции — производство «Крестецкая строчка». Традиционную новгородскую вышивку использовала в своих коллекциях российский дизайнер Ульяна Сергеенко, изделия были с успехом продемонстрированы Натальей Водяновой и Светланой Ходченковой на дефиле в парижском театре Мариньи. К слову, в фирменном стиле оформлено и здание фабрики в поселке Крестцы Новгородской области.

По мнению российского историка моды Александра Васильева, главная проблема в сфере промыслов — торговля. Искусствовед посетовал, что в России нет сети специализированных магазинов, где можно было бы приобрести не сувенирную продукцию, а утилитарные вещи, сделанные с учетом национальных традиций. Васильев убежден, равняться надо на магазины ИКЕА.

«Понятно, что это огромный шведский бренд, но у нас в России нет даже подобия такого магазина, где человек мог бы купить сантехнику, люстру, скатерть, интерьерные вещи в русском стиле, — сказал Александр Васильев. — Нужно сделать эту продукцию модной. Главное, чтобы женщина сказала: «Хочу такую вилку — с чернью, Петя, купи мне».

Представители ассоциаций мастеров НХП убеждены, что самое главное — определиться с терминами.

«Нужно четко разграничить понятия. Ямпольская правильно сказала: необходим строго научный глоссарий. А то через запятую идут: народное искусство, народное творчество, ремесленная деятельность. Это разные вещи. Не разделив их, мы не сможем найти правильные меры», — заявил председатель правления Национального союза народных художественных промыслов, заместитель генерального директора ОАО «Павлово-Посадская платочная мануфактура» Вячеслав Долгов.

Представители Минпромторга заверили участников совещания: именно так в ведомстве и намерены действовать. В ближайшее время в министерстве планируют провести ряд совещаний по сотрудничеству представителей НХП с предприятиями торговли, легкой промышленности, рестораторами. Проект измененного отраслевого закона в ближайшее время будет вынесен на общественное обсуждение, после чего, как ожидается, он поступит в Госдуму.

 

Оригинал материала

Напечатать

Поделиться:

следующая новость
Будущее России. Национальные проекты: Интеллектуальная собственность — основной ресурс, которым обладают малые инновационные предприятия
к списку новостей

Дата последнего обновления страницы:

Все обновления

Размер шрифта

Интервал между буквами (кернинг):

Рейтинг@Mail.ru