Рейинг@Mail.ru

Географическое указание будет широко использоваться региональными производителями

В минувшую пятницу Президент России подписал «закон о географических указаниях» или, как принято еще говорить «о региональных брендах» — изменения в законодательстве, которыми вводится новый объект интеллектуальных прав.

Через год в российском законодательстве официально появится более удобный инструмент защиты интеллектуальных прав региональных производителей.

 

 

О необходимости введения «более мягкого» объекта интеллектуальных прав, руководитель Роспатента Григорий Ивлиев говорил еще год назад в интервью «Российской газете»:

Сейчас в законодательстве к НМПТ предъявляются строгие требования, несоблюдение которых приводит к отказу в регистрации. Требует охраны значительное количество отечественных обозначений, указывающих на географическое происхождение товаров, которые обладают качеством и репутацией, но недотягивают до НМПТ. Для них должны быть предусмотрены более мягкие требования. Эту задачу может решить введение в законодательство самостоятельного объекта интеллектуальных прав «географическое указание», — пояснял тогда глава федеральной службы.

 

 

Благодаря совместной работе Роспатента, депутатов Государственной Думы, сенаторов Совета Федерации и лично спикера верхней палаты Валентины Матвиенко, активной позиции бизнес - и общественных объединений, изменения в законодательство были оперативно разработаны. Полное название законопроекта, который в ближайшее время станет федеральным законом, «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 1 и 23.1 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

В течение года Роспатент, сотрудничая с заинтересованными органами исполнительной власти, региональными администрациями, общественными и бизнес-объединениями, разработает подзаконные акты, которые вместе с принятым законом будут регулировать отношения, связанные с новым объектом интеллектуальных прав.

 

 

После вступления в силу закон станет серьезным подспорьем, прежде всего, для регионального бизнеса, который для идентификации своих товаров хотел бы использовать средство индивидуализации, связанное с регионом. Это облегчит позиционирование товара на внутреннем рынке, даст новые возможности по развитию экономики субъектов Российской Федерации, повысит их инвестиционную и туристическую привлекательность, а также поможет выходу региональных производителей на международные рынки. Но самое главное — географическое указание (ГУ) в отличие от наименования места происхождения товара (НМПТ) станет более удобным и простым объектом для регистрации.

Например, если для регистрации НМПТ в словесное обозначение требуется обязательно включать наименование географического объекта, то для ГУ можно будет использовать любое обозначение, позволяющее связать продукцию с местом происхождения.

 

 

Чтобы подать заявку на регистрацию ГУ будет достаточно, чтобы указание позволяло связать продукцию и место его происхождения. Для НМПТ необходимо, чтобы обозначение получило известность именно в результате его использования в отношении товара.

Для подачи заявки на регистрацию ГУ в ней будет достаточно указать и подтвердить информацию о качестве, репутации или других специфических показателях продукции, обусловленных местом происхождения. Для оформления заявки на НМПТ требуется подтверждение со стороны уполномоченных государственных органов о наличии у товара особых свойств.

 

 

Чтобы обозначение претендовало на статус ГУ достаточно одной стадии изготовления продукции в пределах указанной территории. Например, сбора лечебных трав, тогда как их обработка и упаковка могут проводиться на территории другого региона, где есть соответствующие производственные мощности. Для получения права на использование НМПТ необходимо, чтобы все этапы производства находились на территории указанного географического объекта.

Если производитель претендует на использование ГУ, он самостоятельно собирает и предоставляет сведения об определенном качестве, репутации или других характеристиках продукции, которые зависят от места происхождения. Для выдачи свидетельства на НМПТ необходимо заключение уполномоченного федерального или регионального органа о том, что на территории указанного географического объекта заявителем изготавливается продукция, обладающая особыми свойствами и отличающаяся этими свойствами от других аналогичных товаров, что ранее было основным препятствием для массовой регистрации обозначений, связывающих продукцию и место ее происхождения.

 

 

Для данных видов средств индивидуализации — НМПТ и ГУ — предполагается использование особой маркировки по образцу стран, в которых существует аналогичная практика охраны ГУ или НМПТ. Предполагается, что регистрировать ГУ, в первую очередь, будут объединения, в состав которого могут входить не только производители товара, но и производители сырья, упаковщики, дистрибьюторы и так далее. Порядок контроля использования ГУ будет осуществляться самими объединениями или ассоциациями, подающими заявку на регистрацию ГУ. Такие объединения будут иметь право лишать производителей продукции, утратившей заявленные характеристики, возможности использовать ГУ для идентификации своей продукции.

Мы расцениваем принятие этого закона как важный драйвер развития региональной экономики. Локальные товаропроизводители, благодаря более мягким требованиям к ГУ, смогут активнее выходить на рынок, позиционировать себя на рынке с помощью «региональных брендов». Такой подход позволит не только повысить «региональную» составляющую в успехе каждого продукта, но и благоприятно повлияет на инвестиционную, туристическую привлекательность региона за счет интереса к продукции, чье качество и репутация связаны с именем региона или местности, — подчеркнул руководитель Роспатента Григорий Ивлиев.

Напечатать

Поделиться:

следующая новость
Роспатент подготовит проекты изменений правовых актов в связи с принятием закона о ГУ
к списку новостей

Дата последнего обновления страницы:

Все обновления

Размер шрифта

Интервал между буквами (кернинг):

Рейтинг@Mail.ru