Рейинг@Mail.ru

C-News: Электронщики предлагают государству нарастить объем отрасли до $100 млрд в год без допфинансирования

Ассоциация предприятий российского рынка электроники — Ассоциация разработчиков и производителей электроники (АРПЭ), участвующая в разработке стратегии развития отрасли до 2035 года, подготовилa для Минпромторга предложения, которые могут обеспечить ее десятикратный рост без привлечения денег сверх тех, что выделяются уже сейчас, но используются недостаточно эффективно. О ситуации в отрасли и предложениях Ассоциации подробно пишет издание C-News, ниже — отрывок из статьи, посвященный финансированию НИОКР и предложениям, в которых интеллектуальная собственность обозначена как один из основных источников роста доходов отрасли.

...По данным АРПЭ, с 2008 г. средний годовой объем государственных вложений в НИОКР по созданию микросхем и систем на кристалле составил более 10 млрд руб. При этом годовой объем поставок, разработанных за минувшее десятилетие микросхем, составляет последние годы 2,5-3 млрд руб. «Соотношение вложений в НИОКР и объема продаж показывает, что финансирование имеет не инвестиционный, а дотационный характер, — отмечают в ассоциации. — Разрабатываемые в России микросхемы соответствуют продукции, появившейся на мировом рынке 10-15 лет назад».

При этом в разработанном варианте стратегии также отмечается, что в объеме продаж российских электронных компонентов лишь 10% приходится на разработки последних 10 лет, в то время как около 70% — вообще на разработки советского времени.

В документе говорится, что проектирование и производство электроники (компонентов, модулей, аппаратуры) является основным видом деятельности для 2,5 российских компаний. Из них порядка 2 тыс. частные, около 30 созданы и контролируются зарубежными корпорациями, а более 500 полностью или частично контролируются государством.

Последняя группа, уверены авторы документа, находится вне конкурентной среды — в условиях административного распределения заказов и финансирования. С точки зрения экспертов, это лишает входящие в эту группу предприятия стимулов повышать экономическую эффективность, демотивирует развитие производственной кооперации, приводит к неверным представлениям о рынке, ошибкам в планировании инвестиций и является основной причиной недоверия частных инвесторов.

Российская электронная промышленность сегодня составляет десятые доли процента от мировой, говорится в документе. При этом масштаб деятельности крупнейших российских компаний в денежном выражении меньше, чем у лидеров мирового рынка, на три порядка — объем закупок полупроводниковых компонентов у отечественных структур исчисляется десятками миллионов долларов против десятков миллиардов у зарубежных грандов.

Малые масштабы деятельности означают малые инвестиционные возможности в НИОКР и развитие производства, а также несоответствие критериям крупных заказчиков (в том числе российских с госучастием), которым требуется комплексное предложение, высокий уровень сервиса и гарантий. «Это не позволяет всерьез рассматривать возможности прямой конкуренции с лидерами мирового рынка на сложившихся зрелых рынках», — констатируют создатели стратегии. По их данным, лишь 5% российской электроники поставляется на экспорт, в то время как подавляющее большинство отечественных компаний и мыслят, и действуют локально в пределах своей ниши.

«Сокращение резервных фондов снижает возможности финансирования в прежних объемах государственного сектора отрасли, в котором преобладающую роль играет оборонный заказ. Кроме того, ухудшение отношений со странами НАТО приводит к ограничениям поставок базовых электронных компонентов, материалов, технологического оборудования, необходимых для реализации производственных программ большинства предприятий, — заключают авторы документа. — Поэтому, электронная промышленность России остро нуждается в структурных изменениях».

Перспективы — при реализации стратегии и без нее, в цифрах

Главной целью реализации предлагаемой АРПЭ стратегии заявлен переход большей части компаний отрасли от состояния выживания в закрытых нишах к деятельности по развитию национальных и глобальных рынков электроники в сотрудничестве с компаниями разных стран.

Реализация стратегии призвана обеспечить экономический рост отрасли в 10 раз за 15 лет, рост доходов на человека более чем в 10 раз — главным образом за счет соответствующего роста серийности выпускаемой продукции и доли рынка, конкурентоспособный по мировым меркам уровень заработных плат высококвалифицированных специалистов, технологическое лидерство не менее чем в пяти значимых направлениях, подтвержденное преимуществом российских компаний на соответствующих рынках.

В рамках стратегии импорт конечной продукции гражданского назначения вырастет, но его доля сократится примерно с 80% до 50%. Импорт комплектующих и материалов первые годы будут расти вместе с ростом производства конечной продукции, затем медленнее, так как будет увеличиваться доля российских комплектующих в производстве продукции гражданского назначения.

Рынки продукции гражданского назначения будут расти вместе с экономикой России: темпом 1-3% до 2018 г. (согласно консервативному прогнозу Минэкономразвития), с 2018 до 2031 гг. ускоренно темпом 5-7% за счет перестройки экономики с сырьевой на индустриальную, а затем на инновационную, с 2031 г. станет наблюдаться постепенное замедление до 3% при стабилизации новой модели экономики.

При благоприятной экономической конъюнктуре рынок электроники специального назначения будет поддерживаться за счет бюджетных расходов на одном уровне до завершения текущей программы вооружений в 2021 г. Затем он будет сокращаться в течение нескольких лет и выйдет на новый устойчивый уровень после 2025 г. Этот уровень составить примерно половину от текущего.

Объем продаж на зарубежных рынках значительно превысит объем продаж на внутреннем рынке. Доля продаж на рынке специальных применений сократится их фоне до 5%.

Доля частного сектора отрасли, ориентированного на рынки гражданской продукции, значительно увеличится. В первые годы стратегии это будет обеспечено в основном увеличением объема продаж на внутренних рынках, на втором этапе стратегии – экспортными поставками материальной продукции, на третьем этапе – за счет доходов от интеллектуальной собственности (производства за рубежом российских разработок и торговых марок).

Полная версия материала

Напечатать

Поделиться:

следующая новость
Поиск по лицам
к списку новостей

Дата последнего обновления страницы:

Все обновления

Размер шрифта

Интервал между буквами (кернинг):

Рейтинг@Mail.ru